Пранаямы

 

«Пока Сила не пойдёт по срединному пути, и на нём не утвердится, пока не будет обретена абсолютная власть над той Силой, что управляет семенем, пока естественным состоянием не станет непрерывное слияние ума с Единым в глубоком созерцании, до тех пор любые разговоры о знании и мудрости есть не более чем пустопорожний бред» 113 шлока, часть 4, ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКИ

Что такое пранаямы

Пранаямы – это искусство управления Силой посредством дыхания. Пранаямы являются широко известным способом развития энергоструктуры и расширения восприятия. Текст изложенный ниже является отражением реально рабочих техник, представленных мной в том виде, на котором я понимаюих сейчас наданном этапе своего развития.

Дыхание в пранаямах используется как средство сопряжения процессов происходящих в энергоструктуре с движениями воздуха по воздушным путям. К дыханию очень легко привязать процессы, происходящие в энергетических телах. Физиологические сдвиги внутри организма происходят в гораздо большей степени благодаря изменениям энергетики, чем физическому насыщению крови кислородом.

Важность нижнего Дан-Тяня и Ядра

Всё движение Силы начинается с раскрытия и заполнения энергией нижнего Дань-Тяня (огромная ёмкость, проецирующаяся на трёхмерное органическое тело зоне расположенной между нижней частью брюшной стенки и крестцом, на уровне примерно четыре пальца ниже пупка), откуда согласно Шива-Самхите начинаются все семьдесят две тысячи Нади. Нижний Дань-Тянь многомерно пропитывает все структуры органического тела.

По мере заполнения нижнего Дань-Тяня энергией расправляется весь объём от тазового дна до макушки. Это похоже на то, как расправляется надувной матрац по мере заполнения его воздухом. Необходимо добиться ощущения распирающей плотности, когда вся внутренняя поверхность этого объёма начинает ощущаться одновременно и дальнейшая подача энергетического давления внутрь ощущается ВСЕЙ внутренней поверхностью одновременно.

Пранаяма№1 Бхастрика «Кузнечные меха».

Лотос, или поза «по -турецки» или вирасана. Дан-тянем отталкиваемся от тазового дна и расправлдяем весь позвоночник. Дыхание совершаем низом живота, совершенно расслаблено выбрасываем вперёд брюшную стенку и тут же втягиваем обратно. Никаких задержек дыхания. Низ живота быстро колеблется подобно насосу или воздушным мехам. Воздух сам попеременно то втягивается, то выбрасывается обратно. Темп достаточно быстрый. Движения дан-тяня сопрягаем с колебанием всего кокона. Сила втягивается через макушку, прокачивая весь объём тела.

Внимание!!! Дышать необходимо очень поверхностно- иначе слизистая быстро высыхает с последующими проблемами верхних дыхательных путей. Эффект: Достигается равномерное распределение энергии дан-тяня по всему объёму кокона. Прочищается макушка и позвоночник. Относится к разрячду очистительнывх и стартовых пранаям для разгона всей энергоструктуры. Также включается Ядро - его проекция на тело - солнечное сплетение и область надпочечников. Энергетический Столб расправлен, Ядро изнутри заполняет весь объём грудной клетки. Плечи свободно свисают вниз, как бы, одеваясь на Ядро и на Вертикальный Столб.

Необходимо ощутить, что Дань-Тянь является многомерным входом и добиться одновременного охвата вниманием сразу нескольких центров, так чтобы Дань-Тянь многомерно состыковался с Сахасрарой, с Аджной, с Вишудхой и с Анахатой. Сама состыковка, прорастание Дань-Тянем в вышележащую чакру – достаточно мощное воздействие на энергоструктуру. Но эта техника эффективна лишь в том случае, если чётко ощущается и осознаётся связующий канал, которым мы соединяем чакры. Это делается не абстрактно, а очень осязаемо и сквозь некий объём, пронизывающий структуру органических тканей. Возникает ощущение как будто мы, идя через структуры органического тела, протягиваем трал или прорываемся сквозь заросший лес.

Каналы, идущие сквозь пальцы. Также необходимо расправить каналы, идущие сквозь пальцы рук и ног, выходящие далеко за пределы органического тела. Необходимо прийти к реальному живому ощущению того, что пальцы рук имеют, как в прочем и корень языка, начало в области тазового дна или же крестца. В большинстве асан необходимо расправить энергоструктуру от тазового дна до крайних точек поверхности органического тела (до пальцев рук, ног и до макушки). Ощущение, такое как будто мы энергетически заходим в тело как в перчатку. Срединный канал или Сушумна, начинаясь от крестца, пронизывают весь позвоночный столб и через большое затылочное отверстие и структуры головного мозга соединяются с передним полюсом Аджны и с Сахасрарой. Ида и Пингала начинаются примерно из той же области (в районе крестца). Некоторые тексты указывают на то, что левый канал Ида начинается от левого яичка (у мужчин) или левого яичника (у женщин) и заканчивается в левой ноздре, а правый Пингала соответственно от правого яичка и правого яичника и заканчивается в правой ноздре.

Пранаяма №2 Капалабхати.

В переводе с санскрита капала - означает череп, бхати- чистка. Поза – лотос или любая удобная поза с вертикальным положением позвоночника. Вдох осуществляют низом живота- выдох – с перекрытием одной из ноздрей. Перекрывается пальцами правой руки, сложенными в мудру: указательный и средний пальцы касаются центра ладони, безымянный и мизинец слегка согнуты, так чтобы их подушечки образовали единое целое; большой палец отогнут.

 

Левая ноздря перекрывается сложенными вместе подушечками мизинца и безымянного. Правая ноздря- подушечкой большого пальца. Вдох медленный -«заряжаем» дан-тянь. Выдох из дан-тяня –резкий, подобно выстрелу ( тост должен быть коротким, как выстрел J). В момент выдоха мощной энергетической струёй прочищаем от тазового дна весь объём позвоночника до макушки. Типичная ошибка- выброс Силы из ноздри - тогда после серии таких выдохов – ощущение обесточенности. Поэтому выдох необходимо «вдувать» внутрь черепа от тазового дна. Вначале проводится сенрия выдохов с перекрытием одной ноздри, потом- другой. Вдохи- через обе ноздри, плавные с заполнением объёма живота и тазового дна.

Пранаяма №3 Сурья-бхедана.

Обычно существует большой перекос в энергоструктуре человека между правой и левой половиной. Если человек правша, то справа энергии гораздо больше. Для выравнивания, балансирования энергии выполняется Анулома-Вилома пранаяма. Наиболее удобное положение для практики- поза лотоса, или положение со скрещенными ногами, можно также выполнять эту пранаяму сидя на стуле, опираясь на седалищные бугры, идеально распрямив позвоночный столб. Пальцы находятся в мудрах (энергетических замках). Левая рука: большой и указательный пальцы образуют кольцо, вершина среднего пальца касается центра ладони. Правая-мудра, аналогичная выполняемой в Капалабхати (указательный и средний пальцы касаются центра ладони, безымянный и мизинец слегка согнуты, так чтобы их подушечки образовали единое целое; большой палец отведён в сторону).

Мудры необходимо активизировать! Для этого мы выпускаем сквозь пальцы те силовые линии, идущие от крестца, о которых мы говорили. Подушечками безымянного и мизинца мы аккуратно закрываем левую ноздрю. В точке соприкосновения мы замыкаем силовые линии, идущие из крестца сквозь пальцы, на канал Иду. От левой ноздри он поднимается вверх, через решетчатую кость входит за лобную кость, далее через Аджну и большое затылочное отверстие линии вновь возвращаются в крестец. Силовой контур необходимо ощущать на всём протяжении. А также одновременно ощущать полностью расправленную Анахату и объёмный энергетический столб в диаметре головы, идущий вертикально от тазового дна сквозь всё тело, и через макушку выходящий в многомерное пространство.

Вдох совершается через правую ноздрю, при этом поток Света заполняет сверху весь вертикальный энергетический столб, работает кольцо силового контура и, одновременно, мы поглощаем Силу всей правой частью объёма кокона. На вершине вдоха совершается пауза. Мы подтягиваем Мулабандху – нижний замок (мышцы вокруг ануса и тазового дна). И опускаем голову на грудь – верхний замок. При этом Дянь-Тянем мы выталкиваем затылок вверх и Сушумна натягивается. Затылок и крестец составляют одно целое, и мы, наполняя столб, затылком натягиваем кожу на крестце.

Во время задержки большой палец закрывает правую ноздрю. Таким образом, на задержке на вдохе закрыты обе ноздри. Задержка дыхания выполняется без напряжения, с максимальным расслаблением, по времени - пока она приносит удовольствие. Перед началом выдоха снимаем верхний замок, снимем нижний замок, открываем левую ноздрю и через неё совершаем выдох. При этом правый объём кокона выдавливается в левый, свет продолжает сверху заполнять вертикальный энергетический столб. После окончания выдоха закрывается левая ноздря, открывается правая ноздря и начинается новый цикл вдохом через правую ноздрю.

Пранаяма№4 Анулома- Вилома.

После нескольких циклов перекачивания Силы из правой половины кокона в левую начинается попеременное распределение Силы – из правой половины кокона в левую и из левой половины в правую. При этом положение пальцев меняется попеременно, и после выдоха влево - в левую ноздрю, вдох начинается через неё же. Левая ноздря перекрывается подушечками согнутых мизинца и безымянного; правая- подушечкой большого. В результате мы достигаем равномерного заполнения кокона и полной балансировки его правой и левой половины.

Пранаяма №5 Дыхание Уджай.

(Один из наиболее эффективных вариантов.) Положение тела – лотос. Держится мощный энергетический столб, кисти «включенных» рук лежат на коленях. Глаза жёстко собраны к центру и направлены вверх под углом сорок пять градусов к горизонту( ощущение как будто мы смотрим Аджной через них, исподлобья). Язык эфирно выдвигается сквозь нёбо и входит в Аджну. Основание языка на уровне ощущений начинается от тазового дна. Вдох совершается через обе ноздри, восходящим потоком воздуха как бы открывается вход за лобную кость (поток своим давлением вышибает энергетические пробки идущие от ноздрей сквозь решётчатую кость внутрь головы). Одновременное включение Аджны и крестца (крестец как бы подпирает Аджну). На Выдохе мощный поток направляется сквозь Аджну. Аджна жёстко светит, как фара паровоза.

Пранаяма №6 Кольцевое дыхание (прямой круг).

Для управления потоком активно используется Аджна. Положение тела – лотос. Вдох проводится Аджной. Сила третьим глазом транслируется вниз по переднесрединной линии к нижнему Дянь-Тяню. На вершине вдоха подтягивается Мулабандха, голова ложится на грудь, поток переводится в основание позвоночника. Затем несколькими толчками мышц промежности поток поднимается вверх к затылку, где собирается Сила. Голова запрокидывается, язык вытягивается кончиком в дальнюю точку нёба, цепляет Силу и, прочерчивая по черепу изнутри, переводит ёё из области затылка - за лобную кость. При этом кончик органического языка переводится из дальней точки нёба вперёд, в положение за верхними зубами. Далее с выдохом Силу, скопившуюся за лобной костью , вновь опускают по передней линии вниз , в Дан-тянь. Затем на задержке на выдохе с Мула-бандхой втягиваем Силу за пупок, поднимая ёё из Дан-тяня вместе с втягиванием передней брюшной стенки внутрь и слегка вверх. И – новый цикл.

Пранаяма №7 Ситали

Всё- то же самое , но вдох производиться ртом через язык, вытянутый наружу сквозь губы , сложенные трубочкой. Лотос. Энергетический Столб расправлен, ядро изнутри заполняет весь объём грудной клетки. Плечи свободно свисают вниз, как бы ,одеваясь на Ядро и на Вертикальный Столб. Проведение потока Силы аналогично пранаяме №3.

Пранаяма №8 Львиное дыхание

(Обладает весьма мощным воздействием). Поза - Лотос. Для усиления потока силы идущего сквозь Анахату прямые руки выворачиваются и ладонями упираются в колени. Всем весом диафрагмы и тазового дна ложимся на ладони. Не смотря на огромный вес и давление, все тело абсолютно расслаблено. Язык полностью высовывается наружу, в идеале кончиком касается грудной клетки, создавая мощный вход в Анахата-чакру. Глаза поднимаются вверх, как бы проецируется наружу сквозь лобную кость. На вдохе Аджной мощный поток силы через язык направляется в Анахату. Третьим глазом наполняется весь объем грудной клетки, ограниченной снизу опорой диафрагмы. Диафрагма, отталкиваясь от ладоней, выталкивает всю грудную клетку вперед и вверх. На вершине вдоха Сила опускается к тазовому дну, голова запрокидывается наверх и затылок создает верхний замок – Сету-Бандха.

Мощными толчками промежности поток поднимается вверх к затылку, прочищая позвоночный столб, подготавливая его для мощной энергетической волны, которую мы запускаем в фазе выдоха. Затем внимание вновь переводится в тазовое дно, и с выдохом, подобно выбросу из пушки, мы из тазового дна выдыхаем через Анахату, Вишутку и Аджну. Со своеобразным звуком «ха», который исходит не из голосовых связок, а из нижнего Дань-тяне. С новым вдохом мы вдыхаем Свет сверху, всем коконом, выходя вниманием Анахатой, через Сахасрару вверх. На вершине этого вдоха – пауза, полное расслабление, внимание распределено в объеме Анахата – Аджна. Свет идет сверху. Расслабляясь , держим задержку идыхания, до тех по, пока она приносит удовольствие. И потом свободный плавный выдох. Эффект Пранаямы Вдох Аджна - Анахата: быстро расправляет объем и активизирует переднесрединный канал так, как этого не делает ни одна другая пранаяма. Выдох из тазового дна через Анахату, Вишудху и Аджну весьма эффективно вымывает всю энергетическую грязь.

Пранаяма № 9 Обратное кольцевое дыхание

Поза – лотос. Вдох начинается из нижнего Дянь-Тяня. Язык касается нёба за верхними зубами. Как только Сила поднимается к нёбу, её подхватывают языком и проталкивают от области лобной кости к затылку. При этом язык прочерчивает по нёбу до его крайней точки, максимально удалённой от зубов. Субъективно язык прочерчивает по черепу изнутри. Как только Сила скопилась в области затылка, начинается выдох. При этом Силу выдавливают по позвонкам вниз до самого копчика, стараясь не пропустить ни одного позвонка. Когда Сила опустилась в тазовое дно, кончик языка переводят в положение за верхними зубами и начинают новый цикл, со вдохом вытягивая Аджной Силу из Нижнего Дянь-Тяня вверх.

Пранаяма № 10 Пульсирующее дыхание

Поза – лотос. Начиная многомерно расширяться от Нижнего Дянь-Тяня, совершают небольшой вдох, который плавно перетекает в подвыдох (объём выдоха меньше чем объем вдоха). Затем подвыдох плавно перетекает в новый вдох. При этом внимание поднимается на Ядро, и кокон расширяется в размерах. Затем этот вдох вновь перетекает в подвыдох. Волна изнутри возвращается вспять, и этот подвыдох перетекает в новый вдох. Внимание поднимается на Анахату и кокон ещё больше расширяется в размерах. Таким образом, объём лёгких заполняется не одним вдохом сразу, а последовательной серией вдохов с подвыдохами.

Расширение лёгких сопрягается с расширением кокона и происходит в пульсирующем режиме. Волны вдохов и подвыдохов плавно перетекают одна в другую, а внимание с каждым новым вдохом переводится на вышележащую чакру. С последним вдохом объём лёгких заполнен до отказа, внимание дошло до Сахасрары. Достигается максимальное расширение заполненного кокона. Возникает пауза – задержка дыхания на пике заполнения. Задержка удерживается, пока есть внутренняя энергетическая санкция, приносящая ощущение комфорта и удовольствия. Далее начинается серия пульсирующих выдохов, плавно переходящих в подвдохи. Кокон пульсирует в соответствии с колебаниями объёма лёгких. Внимание с каждым выдохом переводится на нижележащую чакру. Сила конденсируется и упаковывается внутри каждого из центров. К концу этой серии воздух весь выдохнут до конца, а Сила упакована в Муладхару. Внимание поднимается к Аджне и осуществляют переход к Растворяющемуся дыханию.

Пранаяма № 11 Растворяющееся дыхание

Поза – лотос. Вдох начинают медленно растягивать до такой степени, что исчезает граница между ним и начинающимся выдохом. Выдох таким же образом замедляется и совершенно незаметно превращается во вдох. Внимание собрано в области Аджны. Время останавливается. Такое дыхание продолжают, пока сама собой не наступает фаза, когда не хочется ни вдыхать, ни выдыхать. Остановка дыхания возникает естественно без волевого усилия. На практикующего льются потоки Света. Мысль остановлена. Эта фаза сопровождается громадным расширением сознания.

/